Квартал — новая догма

рассуждение о формах города прошлого и будущего

Roman Kuchukov
4 min readJun 24, 2018
современный российский квартал (поиск по ключевому слову “квартал” в выдаче Яндекса)

В последнее десятилетие идея квартала стала сверхпопулярной и превратилось в т. н. buzzword в современной практике российского градостроительства. Кварталом теперь называют абсолютно все, даже то, что им не является даже отдаленно.

Как часто бывает в истории, восприняв некое знание или устойчивую форму (паттерн), человеческое общество склонно его идеализировать и абсолютизировать. Вспомним выражение: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Нечто подобное происходит с кварталом, квартал — стал восприниматься как идеальная и единственная форма городской застройки, что по сути стало новым догматом, истины, не требующей доказательств. Любая критика квартальной застройки неуместна и невозможна, по мнению людей, называющих себя урбанистами. Попытаемся разобраться и рассуждать объективно.

Исторические предпосылки

В нашем мире не бывает чего-то однозначно “плохого” или “хорошего”. Можно говорить только об уместности или эффективности чего-либо в конкретных условиях и обстоятельствах. На разных этапах исторического развития превалируют различные социально-экономические факторы, определяющие форму расселения. К примеру, древние городища в первобытно-общинном строе, греческий полис, римский лагерь и другие.

Вольный и ганзейский город Гамбург, 1600 год

Квартал в традиционном понимании возник в эпоху средневекового европейского торгово-ремесленного города, с целью компактного расселения горожан, на ограниченной крепостной стеной территории города. Основную часть жителей в то время составляли торговцы и ремесленники, принадлежащие различным цехам и сословиям. С целью их разграничения, а также выделения частных земельных владений квартал оказался наиболее эффективен и стал основой планировки многих европейских городов. К слову, понятие гетто впервые возникло в Венеции в эпоху возрождения.

Иными словами, основной функцией квартала является разграничение территории и пространственная сегрегация.

Создание первого социалистического государства — СССР и отмена частной собственности на землю радикально изменило социально-экономический уклад и породило знакомый большинству феномен — микрорайон. Будучи детищем модернизма, его планировочная структура обладает рядом прогрессивных свойств, которые ныне ставятся ему в вину:

Н. Н. Селиванов, Я. Д. Мухамедханов, жилой район Химки-Ховрино в Москве, 1960-е гг.
  1. свободная планировка;
  2. проницаемость (взаимопроникновение) внутреннего и внешнего;
  3. отсутствие внутренних границ, непрерывность пространства;

Очевидно, что в современных условиях такая планировочная структура не является эффективной, в силу того что частный домовладелец (ТСЖ) стремится обособить свой земельный участок, чаще всего возведя ограждение или забор. Существующий микрорайон невозможно эффективно размежевать, т. к. он имеет иную планировочную природу (некоммутативен).

С наступлением рыночной экономики в России, архитекторы, планировщики, а вслед за ними и застройщики обратились к традиционной схеме квартала, несущий ценности буржуазности и респектабельности западно-европейских городов, добавляют цену квадратного метра. Однако, в силу специфики норм проектирования, доставшиеся в наследие от советской эпохи, и задачи застройщика максимизации прибыли, современный российский квартал стал неким искусственным гибридом-гомункулом микрорайона, который и не является кварталом по определению (линия застройки не ограничивается красными линиями, а отдельные “кварталы” лишь имитация прежних форм — смотрите заглавное изображение). Само понятие квартал утратило свой первоначальный смысл, и стало объектом рекламы, модным ярлыком.

Попробую порассуждать о том, какая планировка может стать актуальной в будущем.

21 век — эпоха информации, цифровых сетей, искусственного интеллекта (что нас ждет еще?). Очевидно, что новая эпоха формирует быт людей и их общение, и в конечном итоге, среду существования. Тогда совершенно абсурдно цепляться за устаревшие, архаичные формы расселения, такие как улица, квартал, площадь которые являются продуктом эпохи классицизма.

Предлагаю схемы-метафоры форм расселения будущего

кривая Пеано и QR-код

Задача новой формы расселения определяется как компактное заполнение застройкой пространства при сохранении необходимых пространственных разрывов и ортогональной ориентации. Максимальная длина фронта (фасада) обуславливает разнообразие функций и делает среду города экономически насыщенной.

Цифровой уклад экономики будущего избавит общество от традиционных видов транспорта, таких как автомобиль (как некогда гужевые повозки и кареты), а вслед за ними и улицы. Перемещение локально и компактно. Работа и общение в облаке.

Если говорить более конкретно, то на мой взгляд наиболее интересно к проблеме города будущего подошел архитектор Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc), в своей концепции Open Block.

Christian de Portzamparc, Concept drawings for Les Hautes-Forms

Свою попытку переосмысления квартала я предпринял для конкурсного предложения “Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки” (декабрь 2017 года) под названием “Кварталы роста”. Так как формат квартала был задан в условии конкурса, основной идеей панировки территории стало создание грамматики жилых групп-блоков, из которых составляются кварталы. Таким образом, внутри кварталов создавалась проницаемая среда, при этом внешние границы квартала фланкировались домами.

Таким образом квартал традиционная, но не единственная и не окончательная форма застройки города. Определяющую роль играют социально-экономический уклад общества в конкретный период времени. Именно он задает базис который порождает формы расселения людей.

--

--